Типография
"Ателье полиграфический комплекс"

e-mail: office.kiev.apk@gmail.com

Тел.: +38 044 502 49 65

Vodafone: +38 095 165 31 48

Київстар: +38 067 893 24 73

БЛОГ

История полиграфического ремесла. Часть 3.

Сегодня вы узнаете о важных открытиях XIX века, которые совершили настоящий прорыв в полиграфии и существенно изменили качество печати.

Placeholder Picture

В первой половине XIX в. были изобретены наборные машины различных конструкций, повысившие производительность труда наборщика как минимум втрое. В 1811 г. немец Фридрих Кениг запатентовал ротационную машину, в которой плоская плита для прижимания бумаги к форме была заменена металлическим цилиндром. Кроме того, Кениг механизировал и нанесение краски на форму. Эта машина позволила значительно поднять производительность печатного процесса. Если на ручном печатном станке можно было получить 100 оттисков в час, то печатная машина Кенига давала свыше 800 оттисков. И в течение семи лет – с 1811 по 1818 годы - Кенинг вместе со своим компаньоном Андреасом Бауэром создают и запускают в производство четыре типа не имеющих прототипа плоскопечатных машин Schnellpressenfabrik Koenig&Bauer.
Следующие открытия стали не менее важными. Попробуем рассказать о них в хронологическом порядке. В 1822 году английский ученый Вильям Конгрев разработал технологию многоуровнего рельефного тиснения (выпукло¬-вогнутого) изображения без краски на картоне при силовом воздействии на него нагретым пуансоном и матрицей — так называемое конгревное тиснение (конгрев), которое стало эффектным приемом оформления печатных изданий. А семь лет спустя, в 1829 году, лионский наборщик Клод Жену придумал способ изготовления стереотипных матриц из бумаги, используя которые можно было отливать несколько монолитных копий (стереотипов) оригинальной формы высокой печати. В 1833 году Английский печатник Д. Китчен изобрел простую и дешевую печатную машину, предназначенную для малоформатной, малотиражной и однокрасочной продукции. Реализовав идею Ф. Кенига об изменении положения пиана и формы, он перевел их в вертикальное положение. Качающийся пиан (прижимная плита) приводился в движение рычажным механизмом, поэтому вскоре стал называться тиглем (отсюда и название машины). С середины XIX века активно выпускались различные по конструктивному исполнению тигельные машины, которые вследствие их массового производства в США назывались «американками». Благодаря универсальности тигельных печатных машин, малым габаритам, невысокой стоимости и простоте в обслуживании, они до сих пор работают в типографиях. 1840 год вошел в историю филателии — на лондонской фирме «Перкинс, Бэкон энд Петч» был отпечатан тираж первой почтовой марки, которая была названа «черный пенни». Это был совершенно новый вид полиграфической продукции — марки, отпечатанной на металлографском станке.

Placeholder Picture

В период массового производства газет, книг и журналов А. Эппльгет (Англия) создает многонакладную листовую печатную машину - многоярусное сооружение, которую обслуживали 16 человек - восемь накладчиков и восемь приемщиков. Однако начиная с 1870 года по экономическим соображениям такая модель была заменена более эффективными рулонными машинами. В 1849 году датский изобретатель Христиан Серенсен запатентовал «тахеотип», представляющий собой вариант наборной машины, способной механизировать целый комплекс операций ручного набора. И в этом же году американский изобретатель Э. Смит сконструировал фальцевальную ножевую машину. А годом спустя французский изобретатель Фирмен Жилло запатентовал способ изготовления иллюстрационных печатных форм химическим травлением на цинке. В 1852 г. изобретателем Р. Гартманом в Германии осуществляется первая попытка механизации процесса резания стопы листов. А в 1853 американец Джон Л. Кингсли объявляет об изготовлении эластичных форм на основе из натурального каучука. К слову, именно так возник прообраз нового способа печати — флексографии, который стал разновидностью способа высокой печати. Первоначально при этом способе печати использовали анилиновые синтетические красители, отсюда появился термин «анилиновая печать». В 1856 году Д. Смит (США) получил патент на ниткошвейную машину, в 1857 в Англии инженер из Манчестера Роберт Гаттерслей запатентовал первую литеронаборную машину. В 1859 году в Германии К. Краузе создал первую бумагорезальную машину с наклонным движением ножа, где впервые применил автоматически действующий прижим стопы от груза.

Placeholder Picture

Долгое время умы изобретателей занимала идея создания машины для печатания на бумажной ленте, способ изготовления которой был освоен в начале ХIX века. Однако эти идеи были реализованы только после того, как в 1850-х годах начался промышленный выпуск круглых стереотипов — литых форм высокой печати, и в 1865 году Вильям Буллэк из Филадельфии создал первую рулонную печатную машину, имевшую два цилиндра: печатный и формный, на котором крепился стереотип. Рулонная бумага перед подачей в печатный аппарат разрезалась по формату и запечатывалась, после чего выводилась тесемками на приемку. Таким образом, технический прогресс позволил поднять производительность типографских процессов, улучшить качество изданий и увеличить их тиражи. В 1868 г. был изобретен способ фототипии, обеспечивающий безрастровое производство форм плоской печати. В 1873 году Хьюго и Август Бремер (Германия) изобрели способ шитья тетрадей проволокой. В 1875 г. Томас Эдисон запатентовал мимеограф, представляющий собой печатное устройство для выпуска малотиражной продукции способом трафаретной печати. Вслед за этим он сконструировал «электрическое перо», которое перемещалось от миниатюрного двигателя и прокалывало в нужных местах парафинированную бумагу, служившую формой для мимеографа. Эдисон также составил рецептуру краски с необходимой степенью вязкости для проникновения ее через пробитые в бумаге отверстия. В 1883 американец Л.К. Кроуэл изобрел фальцевальную воронку для продольного сгибания листов или ленты во время работы машины, что дало возможность оснастить рулонные печатные машины фальцаппаратами. Эти изобретения открыли путь к созданию рулонных печатных машин, предназначенных для печатания многостраничных изданий, так как благодаря воронке удалось удвоить ширину лент, а наличие штанг позволило производить их подборку для совместной обработки.

Placeholder Picture

В 1886 году Оттмар Мергенталер сконструировал линотип — наборную строкоотливную машину, состоящую из трех аппаратов: наборного, отливного и разборочного. Наборщик, нажимая на клавиши наборного аппарата, перепечатывает текст рукописи. При этом из магазинов выпадают металлические матрицы, соответствующие отдельным буквам. В промежутках между словами устанавливаются раздвижные клинья – шпации. Так формируется строка текста, направляющаяся затем к отливному аппарату. Типографский сплав заполняет все углубления в матрицах, образуя после застывания монолитную строку с рельефной печатной поверхностью. Остывшая строка выталкивается из формы, обрезается и выставляется на приемный столик. После отливки строки матрицы передаются в разборочный аппарат, а клинья – в шпационную коробку. Разборочный аппарат осуществляет распределение матриц по соответствующим каналам магазинов.
В последнее десятилетие ХIХ века возрастает потребность в выпуске объемных тиражных печатных изданий, а издательское дело превращается в одну из крупнейших отраслей промышленности. В результате появляются рулонные машины высокой печати для выпуска много¬страничных газет.
В 1890 году российский печатник Иван Орлов изобрел способ многокрасочной высокой печати, реализованный на печатной машине для производства ценных бумаг. Изобретенный им способ формирования многокрасочного сырого изображения на сборной форме с последующим переносом его на бумагу, был назван «орловской печатью» и позволил защитить ценные бумаги от подделки.
В 1893 году Густав Клейм (Германия) конструирует первую автоматическую фальцевальную машину, оборудованную механическим самонакладом листов, в 1894-1895 гг. — разработаны принципиальные схемы первых фотонаборных машин, а в 1896 году Толберт Лэнстон сконструировал монотип — наборную литероотливную машину. В 1897 г. фирма «Харрис» объявляет о создании двухкрасочной машине высокой печати планетарного типа, где вокруг печатного цилиндра размещались два формных.
И наконец, в конце XIX века были созданы знаменитые фирмы Heidelberg и Mann Roland, ставшие со временем ведущими производителями полиграфического оборудования.