Типография
"Ателье полиграфический комплекс"
Київстар: +38 067 893 24 73
Vodafone: +38 095 165 31 48
e-mail: office.kiev.apk@gmail.com
Сегодня вы узнаете о важных открытиях XIX века, которые совершили настоящий прорыв в полиграфии и существенно изменили качество печати.
В первой половине XIX в. были изобретены наборные машины различных конструкций, повысившие производительность труда наборщика как минимум втрое. В 1811 г. немец Фридрих Кениг запатентовал ротационную машину, в которой плоская плита для прижимания бумаги к форме была заменена металлическим цилиндром. Кроме того, Кениг механизировал и нанесение краски на форму. Эта машина позволила значительно поднять производительность печатного процесса. Если на ручном печатном станке можно было получить 100 оттисков в час, то печатная машина Кенига давала свыше 800 оттисков. И в течение семи лет – с 1811 по 1818 годы - Кенинг вместе со своим компаньоном Андреасом Бауэром создают и запускают в производство четыре типа не имеющих прототипа плоскопечатных машин Schnellpressenfabrik Koenig&Bauer.
Следующие открытия стали не менее важными. Попробуем рассказать о них в хронологическом порядке. В 1822 году английский ученый Вильям Конгрев разработал технологию многоуровнего рельефного тиснения (выпукло¬-вогнутого) изображения без краски на картоне при силовом воздействии на него нагретым пуансоном и матрицей — так называемое конгревное тиснение (конгрев), которое стало эффектным приемом оформления печатных изданий. А семь лет спустя, в 1829 году, лионский наборщик Клод Жену придумал способ изготовления стереотипных матриц из бумаги, используя которые можно было отливать несколько монолитных копий (стереотипов) оригинальной формы высокой печати. В 1833 году Английский печатник Д. Китчен изобрел простую и дешевую печатную машину, предназначенную для малоформатной, малотиражной и однокрасочной продукции. Реализовав идею Ф. Кенига об изменении положения пиана и формы, он перевел их в вертикальное положение. Качающийся пиан (прижимная плита) приводился в движение рычажным механизмом, поэтому вскоре стал называться тиглем (отсюда и название машины). С середины XIX века активно выпускались различные по конструктивному исполнению тигельные машины, которые вследствие их массового производства в США назывались «американками». Благодаря универсальности тигельных печатных машин, малым габаритам, невысокой стоимости и простоте в обслуживании, они до сих пор работают в типографиях. 1840 год вошел в историю филателии — на лондонской фирме «Перкинс, Бэкон энд Петч» был отпечатан тираж первой почтовой марки, которая была названа «черный пенни». Это был совершенно новый вид полиграфической продукции — марки, отпечатанной на металлографском станке.
В период массового производства газет, книг и журналов А. Эппльгет (Англия) создает многонакладную листовую печатную машину - многоярусное сооружение, которую обслуживали 16 человек - восемь накладчиков и восемь приемщиков. Однако начиная с 1870 года по экономическим соображениям такая модель была заменена более эффективными рулонными машинами. В 1849 году датский изобретатель Христиан Серенсен запатентовал «тахеотип», представляющий собой вариант наборной машины, способной механизировать целый комплекс операций ручного набора. И в этом же году американский изобретатель Э. Смит сконструировал фальцевальную ножевую машину. А годом спустя французский изобретатель Фирмен Жилло запатентовал способ изготовления иллюстрационных печатных форм химическим травлением на цинке. В 1852 г. изобретателем Р. Гартманом в Германии осуществляется первая попытка механизации процесса резания стопы листов. А в 1853 американец Джон Л. Кингсли объявляет об изготовлении эластичных форм на основе из натурального каучука. К слову, именно так возник прообраз нового способа печати — флексографии, который стал разновидностью способа высокой печати. Первоначально при этом способе печати использовали анилиновые синтетические красители, отсюда появился термин «анилиновая печать». В 1856 году Д. Смит (США) получил патент на ниткошвейную машину, в 1857 в Англии инженер из Манчестера Роберт Гаттерслей запатентовал первую литеронаборную машину. В 1859 году в Германии К. Краузе создал первую бумагорезальную машину с наклонным движением ножа, где впервые применил автоматически действующий прижим стопы от груза.
Долгое время умы изобретателей занимала идея создания машины для печатания на бумажной ленте, способ изготовления которой был освоен в начале ХIX века. Однако эти идеи были реализованы только после того, как в 1850-х годах начался промышленный выпуск круглых стереотипов — литых форм высокой печати, и в 1865 году Вильям Буллэк из Филадельфии создал первую рулонную печатную машину, имевшую два цилиндра: печатный и формный, на котором крепился стереотип. Рулонная бумага перед подачей в печатный аппарат разрезалась по формату и запечатывалась, после чего выводилась тесемками на приемку. Таким образом, технический прогресс позволил поднять производительность типографских процессов, улучшить качество изданий и увеличить их тиражи. В 1868 г. был изобретен способ фототипии, обеспечивающий безрастровое производство форм плоской печати. В 1873 году Хьюго и Август Бремер (Германия) изобрели способ шитья тетрадей проволокой. В 1875 г. Томас Эдисон запатентовал мимеограф, представляющий собой печатное устройство для выпуска малотиражной продукции способом трафаретной печати. Вслед за этим он сконструировал «электрическое перо», которое перемещалось от миниатюрного двигателя и прокалывало в нужных местах парафинированную бумагу, служившую формой для мимеографа. Эдисон также составил рецептуру краски с необходимой степенью вязкости для проникновения ее через пробитые в бумаге отверстия. В 1883 американец Л.К. Кроуэл изобрел фальцевальную воронку для продольного сгибания листов или ленты во время работы машины, что дало возможность оснастить рулонные печатные машины фальцаппаратами. Эти изобретения открыли путь к созданию рулонных печатных машин, предназначенных для печатания многостраничных изданий, так как благодаря воронке удалось удвоить ширину лент, а наличие штанг позволило производить их подборку для совместной обработки.
В 1886 году Оттмар Мергенталер сконструировал линотип — наборную строкоотливную машину, состоящую из трех аппаратов: наборного, отливного и разборочного. Наборщик, нажимая на клавиши наборного аппарата, перепечатывает текст рукописи. При этом из магазинов выпадают металлические матрицы, соответствующие отдельным буквам. В промежутках между словами устанавливаются раздвижные клинья – шпации. Так формируется строка текста, направляющаяся затем к отливному аппарату. Типографский сплав заполняет все углубления в матрицах, образуя после застывания монолитную строку с рельефной печатной поверхностью. Остывшая строка выталкивается из формы, обрезается и выставляется на приемный столик. После отливки строки матрицы передаются в разборочный аппарат, а клинья – в шпационную коробку. Разборочный аппарат осуществляет распределение матриц по соответствующим каналам магазинов.
В последнее десятилетие ХIХ века возрастает потребность в выпуске объемных тиражных печатных изданий, а издательское дело превращается в одну из крупнейших отраслей промышленности. В результате появляются рулонные машины высокой печати для выпуска много¬страничных газет.
В 1890 году российский печатник Иван Орлов изобрел способ многокрасочной высокой печати, реализованный на печатной машине для производства ценных бумаг. Изобретенный им способ формирования многокрасочного сырого изображения на сборной форме с последующим переносом его на бумагу, был назван «орловской печатью» и позволил защитить ценные бумаги от подделки.
В 1893 году Густав Клейм (Германия) конструирует первую автоматическую фальцевальную машину, оборудованную механическим самонакладом листов, в 1894-1895 гг. — разработаны принципиальные схемы первых фотонаборных машин, а в 1896 году Толберт Лэнстон сконструировал монотип — наборную литероотливную машину. В 1897 г. фирма «Харрис» объявляет о создании двухкрасочной машине высокой печати планетарного типа, где вокруг печатного цилиндра размещались два формных.
И наконец, в конце XIX века были созданы знаменитые фирмы Heidelberg и Mann Roland, ставшие со временем ведущими производителями полиграфического оборудования.