Типография
"Ателье полиграфический комплекс"

Київстар: +38 067 893 24 73

Vodafone: +38 095 165 31 48

e-mail: office.kiev.apk@gmail.com

БЛОГ

История полиграфического ремесла. Часть 1.

Сегодня мы расскажем, что такое инкунабула, кто такой Гутенберг и как его изобретение совершило революцию в истории книгопечатания.

Placeholder Picture

Для одних книга – источник мудрости, для других – хороший друг, а для полиграфиста –  это, прежде всего, печатное издание. Веками люди совершенствовали технологию их изготовления. А ведь многие и не подозревают, какой это труд и что за ним стоит! До появления первого печатного станка, который был придуман в Китае (как, впрочем, и бумага), рукописи переписывали чернилами от руки. Это было долго и затратно, поэтому для пeрeхoдa нa книжный фoрмaт решили использовать систему ручного набора пoдвижных литeр. Долгое время они были глиняными, но через некоторое время стали деревянными: иероглифы вырезались на специальной доске, затем наносилась краска, а после текст переносился на лист бумаги. Чтобы напечатать другой текст, нужно было вырезать знаки на новой доске, то есть каждому новому тексту соответствовала новая деревянная доска. Это тоже было дорого, да и причиняло массу неудобств. Тогда мастер-печатник Ван Чжэнь придумал собственную систему подвижных литер, которую и описал в своей книге, вышедшей в 1313 году.  Сто лет спустя этот способ усовершенствовал европейский мастер Иоганн Гутенберг. Его печатный станок работал по принципу штемпеля и оттиска с деревянных досок: сперва вырезалась модель буквы – пуансон, затем его накладывали на мягкий металл и получали обратное изображение буквы – матрицу. Матрицу заливали свинцом или оловом и получали литеру. Чтобы набрать слово или текст, надо было взять линейку с бортами – верстатку – и собрать литеры. Полученную строку клали под пресс на лист бумаги и делали оттиски. Подвижность литер позволяла составлять и комбинировать слова, ну а сами буквы использовать многократно. Поэтому неудивительно, что изобретение Гутенберга вызвало бурный рост типографий в Европе XV века. Так, первый печатный станок был установлен в монастыре бенедиктинцев неподалеку от Рима благодаря немецким печатникам Конраду Свейнгейму и Арнольду Паннарцу в 1465 году. Вскоре по всей Италии типографии начинают расти, как грибы. Причем столицей итальянского книгопечатания стала Венеция. Именно здесь в противовес готическому был создан класс шрифтов с засечками «антиква» (в переводе с латыни «древняя»). Способом Иоанна Гутенберга начали печатать книги не только в Италии, но и в других европейских странах. А первой типографией, в которой были напечатаны книги кириллицей, стало предприятие Швайпольта Фиоля, основанное в Кракове в конце XV века. Фиоль напечатал 5 книг шрифтом, который имитирует рукописный кириллический устав, а три года спустя кириллицей стали печатать книги в городе Цетине (Черногория). По технике печати цетинские издания стоят выше швайпольтовых. Что касается отделки, то в черногорских инкунабулах ощутимо определенное влияние искусства итальянского Возрождения, особенно в трактовке фигурных инициалов с изображением диковинных птиц, животных, растений и даже  фигур человека. Среди славянских кириллических первопечатных лучшими считаются издания Божидара Вуковича, сербского воеводы из Подгорицы, который в течение двадцати лет (1519 -1538) печатал свои книги в Венеции, и не случайно Иван Федоров в своем послесловии к «Апостолу» 1564 ссылается на пример книгопечатания фрягов (так на Руси называли итальянцев).

Placeholder Picture

«Инкунабулы (что означает «начальные книги», прямо «из колыбели») моложе на век печатного станка Гутенберга, впервые это название появилось в тексте, посвященном 100-летней  истории книгопечатания. С тех пор и повелось называть инкунабулами книги, отпечатанные с 1441 по 1501 год.»
В следующей статье мы расскажем, как эволюционировало книгопечатание.